Кирилл Сухов: Математику нужно озарение, за которым стоит титанический труд

В Санкт-Петербурге на базе РГПУ им. А. И. Герцена прошли осенние учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборную команду России по математике.

Главный тренер сборной Кирилл Андреевич Сухов рассказал о подготовке команды и том, что нужно, чтобы стать победителем.

— Как школьник становится членом команды, защищающей авторитет российской математической науки?

— К нам впервые попадают ребята в 8-9 классе. Обычный цикл для члена сборной: победа на Всероссийской олимпиаде в 9 классе – сборы для начинающих – сборы для продолжающих – член команды. Конечно, бывают особо выдающиеся ребята, которые начинают с 7 класса или которым достаточно одних сборов, но это, скорее, исключение.

Всё начинается со Всероссийской олимпиады школьников по математике в апреле. По её итогам отбирается 40 человек на летние сборы. В 2019 году они проводились в МДЦ «Компьютерия» в Тверской области.

Приезжая в такой лагерь, ребёнок учится и пишет отборочные олимпиады. По их результатам отбирают 28 лучших юных математиков, которые направляются на осенние сборы.  В октябре в Сириусе прошли тренировки для 13 кандидатов из разных регионов. Ребята из Москвы и Санкт-Петербурга работают с педагогами в своих городах (кандидатов в сборную из Москвы восемь человек, из Петербурга — семь).

В эти осенние сборы отсева не проводили. Следующие сборы намечены на январь. Тренерам придётся по их итогам оставить только 15 человек.

— Как готовятся ребята?

— Ребята готовятся очень серьёзно: у них восемь четырёхчасовых занятий по четырём классическим темам: алгебра, геометрия, комбинаторика и теория чисел. Чтобы решить задачи нужно решать задачи. У них непрерывная тренировка. Если они не на сборах, они всё равно решают присланные задачи.

— Можно ли быть одинаково успешным во всех темах?

— Это всё математика, но с разными оттенками, привкусами. Когда вы серьёзно занимаетесь только математикой, вы выбираете то, что вам больше нравится, что у вас лучше получается. Участвуя в таких соревнованиях необходимо всё делать неплохо, как в любом множественном виде спорта (триатлон, например).

— Кроме умения решать задачи, что ещё нужно участнику соревнований такого уровня?

Когда пишешь олимпиаду, надо иметь некоторые навыки, например, переключиться, контролировать время, не потерять что-то… Но, конечно, самое главное – придумывать идеи и решать.

Есть мода на задания, но всё движется в сторону усложнения. Задачи международной олимпиады очень быстро проникают в культурный слой: все знают эту идею. И вот здесь как раз и выигрывает тот, кто может нестандартно мыслить. Все задачи – это идея. Там нет никаких школьных примеров, готовых алгоритмов. Конечно, существуют универсальные техники, позволяющие решить некоторые задачи, но они не дают никаких гарантий, и с их помощью «надрессировать» никого нельзя. То есть, если ты не придумываешь идеи, то никогда не доберёшься даже до кандидата.

Победитель – это очень талантливый человек плюс работа.

— Можно ли специально вырастить такого?

— Мне кажется, нет. Его надо найти. Найти и развить: не дать разочароваться, затухнуть, предложить задачи, которые будут именно ему интересны… Путь каждого, как правило, начинается в обычном классе с простого учителя, который заметил талант и направил по нужной дороге. Таким учителям надо давать медали за неравнодушие и любовь к детям.

Что касается нашего тренерского штаба: четверо из пяти — золотые медалисты ММО. Соответственно, у нас есть собственный опыт участия и побед на таких состязаниях. Кроме того, для работы с командой привлекаются и суперспециалисты по узким темам.

— Хорошо ли ставить перед собой цель победить на самой престижной олимпиаде или получить премию за какое-нибудь великое открытие?

— Я считаю, не надо думать о том, что хочешь получить Филдсовскую или какую-то другую премию. Нужно вначале что-то открыть, а награда сама придёт. Если будешь думать о наградах – рискуешь потерять энергию, связь с Космосом) А в математике необходимо озарение, за которым стоит огромная работа.